Gallery

Met 3, Breugel

XAM509 The Gloomy Day – Spring, 1559 by Bruegel, Pieter the Elder (c.1525-69); 18×163 cm; Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria; Flemish, out of copyright

Времена года, 1565.  Собственно в МET можно посмотреть жнецов, июль-август.  Названия и месторасположение других картин этой серии можно посмотреть тут

Картины эти … они как бы светлая сторона художника, люди, крестьяне и их среда обитания, земля, такое вот предверие рая на земле, но ведь у него есть еще предверие ада… кроме того, у него совсем мало времени было – еще года 2, потом начались беды, и он умер, в 1569.

 

А так… он недавно женился, на молодой девушке, у него маленькие дети, и он, возможно, вполне счастлив, есть заказы, есть деньги, нет нужны… он может работать спокойно, правда потом, через пару лет уже стало ясно, что хорошо дальше не будет – началось предчувствие ужасов и смерти, как здесь, к примеру

Врочем … вру, это началось до 1565,  картинка то 1562 года… ну значит Босх навеял, типа того.

Позднее он написал другое, тоже знаковое, философское (1568):

Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Gallery

MET 2, 2017: Hans Memling

Maria Portinari (Maria Magdalena also seated in the middle of the countryside. The date is subject to doubt (l’anno 1470, salvo il vero). Baroncelli, born in 1456)

почему Мемлинг .. номер 2 в Мете? – почему не Jan Van Eyck или не Rogier Van der Weyden, старшие, и, возможно, более знаменитые товарищи – фламандцы?

Не знаю, но мне интересен именно Мемлинг, Кто он, и почему интересен? Вот непонятно, почему, пока не очень понятно:

Возможно мне нравится спокойная мягкость, неконтрастность картин, некая религиозность, если можно так сказать, тихая религиозность, без эффектов и аффектов.

 

 

Gallery

Henri Rousseau 1844 – 1910

Художник смерти, вообще говоря, необычный, первый, смелый.  Потом стали подражать, первый сюрреалист на самом то деле, ну почти…   Так кажется, а что про него пишут то, пишут, в основном, по – английски (может и по-французски тоже, но этот язык мне непонятен, варвар, хуле):

Yadwigha, in a beautiful dream
Having fallen asleep softly
Heard the sound of a musette
Played by a kindly charmer
While the moon shone down
Upon the flowers, upon the verdant trees
The wild serpents lent their ear
To the merry tunes of the instrument.

первая картинка оказывается самая известная, надо же, она из МоМа,  да, пресмертная 1910 года. Лев как угроза, как страх, как смерть. и еще, возможно, есть в этом нечто от лсд (которого еще нет), от психо-делического преодоления страха, а может быть наоборот = Руссо помер от гангрены.. ну да, его покусал лев.

В общем, вполне обычная судьба,  бедность, нищета, потом ирония новых художников,  на которые он, определенно оказал влияние, потом глупая, смерть, возможно и самоубийство, очень интересный художник, пророческий, в некотором житейском, наивном смысле – если жизнь, которая рядом вызывает отвращение можно ведь сбежать в иную жизнь,  в фантазию в иммитацию жизни, в видения – Руссо как первый теоретик торжества красок иной жизни, другой, яркой, необычной, наивный мечтатель… хороший, в общем, человечный, … у вас другого глобуса нет?

 

Gallery

Max Ernst

На следующий день после начала войны Эрнста арестуют жандармы: ведь он – немец. Помогло вмешательство Элюара, обратившегося за помощью к президенту Франции, Макс выйдет из лагеря пленных  много месяцев спустя.

В мае 1940 года  Макс Эрнст  вновь арестован – и  вновь как военнопленный. Он бежал, был схвачен, снова освобождён, и ждёт корабль для отплытия в Америку. Леонора Карингтон сошла с ума: она была интернирована. Макс её никогда не увидит.

…В разгар Второй мировой войны Нью-Йорк принимает много художников-беженцев из Европы. Практически все они давно знакомы друг с другом. Тут же  в Америке Сальвадор Дали со своей женой Гала, да, той самой. Прибывает и Макс Эрнст, который еле вырвался из лап гестапо из оккупированной Франции(непонятно, почему он, немец живёт в стране, с которой воюет Германия). Но по прибытии в Америку он тотчас же попадает в тюрьму с ярлыком шпиона. Америка находится в состоянии войны с Германией, и немец, чистый немец, показался властям подозрительным.

Его спасает Пегги Гугенхейм, страстная собирательница современной живописи. Она влюбилась в красавца  Макса. Вскоре они поженятся, и Эрнст – муж одной из самых богатых женщин мира, обитатель особняка на Ист-Ривер с великолепной мастерской.

 

Друзья и женщины   спасли ему жизнь, Леонора сошла с ума… (ненадолго, правда) ужасы 1940-ых, реальные… Кто здесь? Как понимать лошадей и тела?  Леонора и Пегги, и обнаженность бытия, анти-бытия?

ладоно леонора, ладно пегги, но он просто был плей-боем стильным, маленьким, страстным, смелым плейбоем, способным влюбляться в 50 лет:

сюрреалисты, ага – Доротея тоже того, сюрреальна, как военная жизнь 1942 года. Вероятно она выше его, в прямом смысле, на голову, поэтому решила прилечь, и сделала умное лицо, ничего так, смело.

 

 

 

Gallery

Caravaggio

Это большая картина, предсмертная и кричащая… страстная.
стельца жалко.. он жалок, просто страдалец и не изверг.

Микеланжело Меризи был хулиганом и живописцем, возможно виделся
с другими хулиганами того времени, с Бруно, Галилеем, Кампанеллой..
внешне смахивает на задиру Декарта, но был страше его лет на 30, а по
энергии и общему психотипу,  на него, возможно, похож Пазолини,
столь же безумный и безоглядный Пазолини – с его 120 днями Содома…

А картина это, просто попалась первой и остановился я перед ней и еще
одной незаконченной, рядом на другой стене…

забыл, что и подумалось, но чем-то подуло от стен.. возможно морским
ветром, … говорят он, как хороший поэт, не делал эскизов, работал быстро,
вероятно чувствовал, что времени у него немного,  ну да, у нас у всех
не так много времени, только мы это не чувствуем, чаще не понимаем,
забываем, не хотим  думать про это… не будет о грустном, типа того.
слабость, конечно.

Караваджо не забывал. Помнил.  Может быть, поэтому, так и жил.
Быстро и безоглядно, как Челлини – нужно будет почитать про Челлини,
из первых уст, так сказать, напрямую.

В общем, правы те, кто описал свою жизнь, их читать любопытно. Даже
Лимонова.  А Понтрягина так очень интересно, но вот С.Никольского мне
не так интересно было читать, вот ведь, хотя тоже неплохо, но Понтрягин
просто удивительно ясно описал свой путь. Тоже ведь не паинька.

Впрочем Понтрягин не видел эту картину. Он рано ослеп.
Так что … спешите видеть.

Рембрант, возможно, видел. Почти наверняка. В некотором роде, прямой
последователь любителя контрастов, Караваджо – художник констрастов.

Прочитал, что вернули его к людям, к современникам не так давно,
300 лет был невостребован и полузабыт. А тут – раз – снова видим, и ценим.
Бывает так, бывает:  пресмертный автопортрет, автопортрет убийцы

Да, теперь понятно, почему в мученичестве св. Урсулы, главным мучеником является сам автор и убийца …  тоже ведь, очередной
авто-портрет, Урсула весьма смахивает на канонический образ Христа.

ну и ладно, нарцисс так нарцисс.. все мы немного того, нарциссы:

Gallery

Камни и Мост

В листве березовой, осиновой,
в конце аллеи у мостка,
вдруг падал свет от платья синего,
от василькового венка.

Твой образ легкий и блистающий
как на ладони я держу
и бабочкой неулетающей
благоговейно дорожу.

И много лет прошло, и счастливо
я прожил без тебя, а все ж
порой я думаю опасливо:
жива ли ты и где живешь.

Но если встретиться нежданная
судьба заставила бы нас,
меня бы, как уродство странное,
твой образ нынешний потряс.

Обиды нет неизъяснимее:
ты чуждой жизнью обросла.
Ни платья синего, ни имени
ты для меня не сберегла.

И все давным-давно просрочено,
и я молюсь, и ты молись,
чтоб на утоптанной обочине
мы в тусклый вечер не сошлись.

1930

======================

ни платья синего, ни имени…

встреча с прошлым опасна своей пугающей наготой..
вроде как те же лица, но оплывшие, потрепанные, распухшие,
со следами порока и прожитых дней…
они разные, кое-кто изменил их в сторону камня,  кто-то в сторону
маски или черепа, обтянутого кожей…
про женские лица не говорю, краска не помогает смыть страсти и слезы,
обиды и разбитые мечты, пусть глупые, но разбитые.

сохранился ли ребенок над новым слоем  лет и грехов?
у некоторых сохранился, как это не странно,
но осталось и нечто несмываемое ветрами и солнцем,
неистребимая, пошлая, пресмыкающаяся перед сильными
провинциальность…

не в лучшем смысле этого слово,
не французская, нет, местная, полу-деревенская, неистребимая
отеческая провинциальность и неуверенность,
страх перед широтой и свободой,
ну … и в широте и свободе можно найти свое, исконное,
такое же узкое и иерархичное, найти маленькую деревню и стать
там тем кем был ранее, вернее быть прежним..

по-существу это закостенелость, сохранение формы, пороков и глупости..

ушла гибкость, ушла потенциальная сила, ушла страсть и надежда…
осталось.. а что осталось то?

все давным давно просрочено, вообще говоря,
те, кто вписался в новый мир не вызывает  особой симпатии,
вписались реалисты,
таланты выписались из этого нового, дивного мира.
И правильно сделали, вообще говоря.

еще раз, попытка сменить место не увенчалась успехом, место сменить
удалось, но осторожность и лакейство,  в целом,  нет… это оказалось
сильнее, незаметней,  … как же провинциальным актерам нужна
публика, зрители… иллюзия значимости,  можно убежать от кошмаров
знакомых лиц, мордатых и поцоватых… но как убежать от внутренней, приобретенной в юности мордатости и поцоватости… ? как?

как обрести внутреннюю свободу, если она была смертельно опасна,
когда ты был молод,  когда ты ее продал в лагере, обменял на спокойствие
и безопасность? в этом проблема, в страхе, который глубоко внутри,
порой неосознанном страхе и зажатости, хочется быть под кем-то,
или быть кем-то, но чтобы кто-то другой был под тобой…
ну да..мордоровское, совковое садо-мазо, оно трудновыводимо, как глисты.
====

при этом Набокову в 1930 году было .. 30 лет, ну может 31..
давным-давно просрочено,
смешно, это смешно, смешные слова – давным давно, когда тебе 30 лет

разве это давным-давно  ?
по ссылке.. деды воевали, типа ггг